В.М.Глушков выделил три основные направления работ, каждое из которых впоследствии переросло в обширные области кибернетической науки, включающие многочисленные научные направления. В качестве первого из выделенных направлений было названо дальнейшее усовершенствование и развитие электронных цифровых машин в рамках установившейся в то время архитектуры, то есть, операционно-адресных принципов управления. (Здесь были названы следующие задачи: дальнейшее увеличение быстродействия ЭВМ и повышение их надежности; правильный выбор системы базовых, элементарных, машинных операций; автоматизация программирования и синтез электронных схем). В качестве второго направления В.М.Глушков назвал необходимость поиска новых принципов построения ЭВМ, предлагая обратить внимание на разработку теоретической базы конструирования ЭВМ и, в частности, создание мозгоподобных структур вычислительных машин. И, наконец, третье направление было для того времени просто фантастическим по многоплановости: программирование поиска доказательства новых теорем в математике; программирование различных неарифметических методов вычислительной математики, например, аналитических методов интегрирования и решения дифференциальных уравнений; управление производственными процессами; программирование самонастраивающихся и "самообучающихся" процессоров; разработка алгоритмов для преобразования программ. В завершение, В.М.Глушков обратил внимание на то, что появление ЭВМ привело к изменению взглядов на предмет и методы математики в целом, и поэтому возникает необходимость в разработке совершенно новых математических методов решения задач, ориентированных на применение вычислительной техники. Так было предварительно определено понятие полигона для математизации. В лаборатории, это называлось "подводить теоретический базис".
В этой, уже кибернетической, работе проявилась удивительная способность В.М.Глушкова ставить фантастические задачи и тут же намечать пути их решения, сначала буквально "на пальцах". Однако, впоследствии надо было потратить достаточно много усилий, чтобы добиться их решения. Подчас "очевидность" поставленных задач была "головной болью разработчиков", сотрудников лаборатории.
Идеи В.М.Глушкова высоко ценились на Западе и способствовали развитию принципиально новой науки - кибернетики (в ее расширенном, Глушковском, понимании, эквивалентом Западному computer science). Эта наука очень быстро вышла за пределы чисто научного рассмотрения, и изменила многие аспекты жизни человека, в частности, и всего общества в целом, обусловив тем самым начало новой эры - эры компьютеризации.
Таким образом, в Украине, параллельно с США, был сделан первый шаг в направлении возникновения новой науки. Строго говоря, в США она развивалась в направлении проектирования и производства вычислительных машин. В Европе же эта наука, обозначенная как "информатика" начиналась, скорее как гуманитарное направление, чем машинное. Увидев в этом некоторое "знамение" нового использования математики, В.М.Глушков предложил свой вариант, придав совершенно новый смысл уже известному термину "кибернетика".
В.М.Глушков посвятил развитию направлений и решению задач кибернетики всю свою жизнь. Им было высказан ряд парадигм, которые легли в основу крупных научных направлений. Мы выделили семь парадигм. В рамках каждой парадигмы определен ряд концептуальных идей, которые составляют их содержание. Мы назвали книгу "Парадигмы и идеи академика Глушкова". Книга посвящена рассмотрению этих парадигм и идей, а также их влиянию на развитие кибернетики.
Понятие "парадигма" достаточно новое, поэтому прежде чем перейти к рассмотрению "парадигм Глушкова", дадим краткое пояснение этого термина.
За последние столетия наука добилась поразительных успехов. История её развития может показаться линейным поступательным движением от незнания к знанию, к абсолютной, незыблемой истине. Однако это далеко не так. Эволюция человеческого знания скорее напоминает восхождение по спирали или лестнице с огромными ступенями. Это восхождение происходит не плавно, а рывками, путём революционных изменений во взглядах на фундаментальные законы Вселенной. Каждой ступени соответствует два периода. Один из них - революционный, соответствующий подъёму на новую ступень, характеризуется радикальными изменениями во взглядах, а второй - поступательный представляет собой развитие науки в рамках общепринятых представлений. В процессе революционного периода старые взгляды пересматриваются, некоторые из них отменяются, а вместо них формируются новые взгляды, которые выражаются в виде определённых утверждений - парадигм. Впервые идея революционного характера развития науки была высказана Куном.
Парадигма часто выглядит как простая, элегантная и правдоподобная концептуализация данных, на основании которой возможно объяснение большей части наблюдаемых фактов. Она выражает некоторое убеждение, критерий ценности, технический приём, разделяемый и применяемый членами определённого научного общества. Некоторые парадигмы имеют философскую природу. Они общи и всеохватны. Другие парадигмы руководят научным мышлением в довольно специфических, ограниченных областях исследований. Поэтому одни парадигмы обязательны, например, для всех естественных наук, а другие лишь для отдельных их направлений. Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение и эксперимент.
После того, как парадигмы сформированы и начинается период поступательного развития науки, большинство известных фактов, как правило, находят объяснение в рамках принятых парадигм. Однако в процессе исследований и наблюдений неминуемо обнаруживаются такие феномены, которые не находят своего объяснения. Их становится всё больше и больше, а пытливый ум человека не может мириться с тайнами. Он ищет объяснения и приходит к необходимости смены существующих парадигм. Так назревает новая революция и подъём на новую ступень развития знаний.
Скачкообразный характер познания отражает его сложность. Изучая отдельные части не предоставляется возможным учитывать все разнообразие конкретного явления, не возможно провести все возможные эксперименты. Учёным приходится накладывать искусственные ограничения, выбор которых определяется принятыми парадигмами. Таким образом, парадигмы несут в себе не только познавательный, но и утверждающий характер и поэтому существенно влияют на процесс развития науки, ускоряя или замедляя его. В дополнение к тому, что они являются утверждениями о природе реальности, они также определяют разрешенные проблемные поля, устанавливают допустимые методы и набор стандартных решений. Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества, она становится нормативной точкой зрения и инструментом - мощным катализатором научного прогресса..
Наблюдаемые явления и факты не только объясняются, но, ставится цепочка опытов, ведутся целенаправленные исследования. Таким образом, парадигма имеет: объяснительный и нормативный аспекты.
Парадигмы генерируются конкретными людьми, призвание которых состоит в том, чтобы не только сформулировать парадигму, но и сделать её достоянием общественности. Для этого учёный должен обладать силой убеждения и большой настойчивостью, доходящей до одержимости, в доказательстве своей правоты. Таких людей было мало. Их принято называть гениями. Гением, например, был Ньютон. Он высказал три внешне очень простые утверждения: "существует гравитация", "действие равно противодействию" и "ускорение падающего тела прямо пропорционально его массе и пройденному расстоянию". Но на этих утверждениях была построена традиционная физика.
Так и парадигмы В.М.Глушкова во многом определили дальнейшее развитие кибернетики.
- Самоорганизация и самосовершенствование - путь для построения кибернетических систем
- Математизация проектирования ЭВМ
- Исчисления и вычисления - новая парадигма проектирования свойств кибернетических систем
- Безбумажная информатика - новый этап взаимодействия человека c компьютерной средой
- Повышение внутреннего интеллекта ЭВМ - средство их совершенствования
- Согласованная реализация экономических моделей - путь совершенствования экономических систем
- Искусственный интеллект, как дополнительный способ выживания.
С первых дней работы в совершенно новой тогда области "кибернетика и вычислительная техника" В.М.Глушков видел далёкую перспективу её развития и понимал её значение для народного хозяйства и обороны страны. Он также хорошо понимал, что развитие ЭВМ и их применение требуют создания новой области фундаментальных знаний, которые должны основываться на прочном фундаменте современной математики. Стараясь охватить комплесно все направления, относящиеся к кибернетике и вычислительной технике, В.М.Глушков со свойственной ему увлечённостью и энергией развернул работы в трёх основных направлениях: аппаратура, программное обеспечение, использование ЭВМ. Он не оставлял без внимания технические задачи и вопросы философии. Научная деятельность Виктора Михайловича напоминает восхождение по ступеням. В.М.Глушков, формулируя свои парадигмы и концептуальные идеи в области кибернетики, превратил ее в науку с развитой теоретической базой и рядом первоочередных практических задач, которые обеспечили быстрые темпы её развития. Их ценность и оригинальность состоит в том, что они, сохраняя точность и сжатость математических теорий, позволяют формулировать и решать практические задачи.
- Единства теории и практики
- Единства дальних и ближних целей
- Децентрализации ответственности
Единство теории и практики - принцип понимается обычно односторонне, в том смысле, что теория должна иметь практические применения. А Виктор Михайлович его дополнил тем, что не следует начинать (особенно в молодой науке) практическую работу, какой бы важной она не казалась, если не проведено ее предварительное теоретическое осмысление и не определена ее перспективность. Может оказаться, что надо делать совсем не эту работу, а нечто более общее, которое покроет потом все применения.
Вот такой пример. Свидетельствует Глушков: "С самого начала работы в лаборатории выяснилось, что у нас есть очень много заказчиков на моделирование различного рода дискретных систем. Нас засыпали буквально всякими проектами постановлений высоких органов. В Вычислительном центре, образовался отдел Т.П.Марьяновича, которому было поручено этим заниматься. Ему дали восемь тем - заказов, а у него шесть человек, и он с недоумением пришел к директору. В.М.Глушков посоветовал ему создать универсальный язык для моделирования дискретных систем, чем обеспечил широкое применение фундаментальных исследований". Но перед этим все потенциальные заказчики согласились иметь такой язык.
Принцип единства теории и практики нельзя понимать утилитарно, т.е. считать, что каждая задача, каждая теория обязательно должна быть связана с практикой. Для математики, например, это не так. "Здание" математики, построенное из старых математических дисциплин, прочно себя связало с практикой. И настолько высоко поднялось, что если достраивать какой-то этаж, и при этом даже не знать, как он будет связан с нижними, можно быть уверенным, что если решается действительно трудная задача, рано или поздно она будет полезной для практики.
Но когда создается новая теория, в основании которой нет еще стройного базового здания, то появляются попытки строить не его, а воздушные замки. Это достаточно легко но, как правило, бесперспективно для новой области исследований. Поэтому, пока не построен фундамент, строить теории, не опираясь на практику, очень опасно. Может оказаться, что совсем не в ту сторону идет строительство. Фундаментальная наука должна давать пользу многим сразу, а не только чему - нибудь одному. Если вы создаете метод проектирования машины применительно к сегодняшнему уровню техники с учетом всех особенностей, составляющих ее элементов, то вы удовлетворите только свои потребности, причем, в лучшем случае, на полгода, год. Однако, через год появятся совершенно новые элементы, и этот метод у вас уже не будет работать. А если вы сделаете хорошую теорию, основанную и на этом и на многих других исследованиях, то вы можете помочь целой армии грамотных инженеров, и вашими методиками будут пользоваться во всех уголках страны, для того чтобы решать эти задачи. Вот и получается, что фундаментальная наука очень практичная вещь, хотя на самом деле для ее развития надо вознестись в "очень теоретические области". Вот так он понимал принцип единства теории и практики.
Следующий принцип - это принцип единства дальних и ближних целей. Он близок к первому, но подходит к вопросу с другой стороны, с точки зрения выполнения работ во времени. Дело заключается в том, что в кибернетике есть одна особенность. Когда развивались другие науки, которые не имели дела со столь большими системами, с какими имеет кибернетика, то обычно возникновение идеи о том, как решить задачу (особенно в математике) являлось главным. Это было 90 процентов дела. Если идея была верной, то ее оформление занимало 10 процентов. В биологических исследованиях эти цифры могут быть другими: 40 процентов - идея, а 60 - труд по ее реализации. А в кибернетике получается так, что в некоторых случаях идея составляет около 0,01 процента, а все остальное - 99,99 процента - это ее реализация. Вот - пример. С самого начала стало развиваться направление, называемое искусственным интеллектом, связанное с построением разумных машин и разумных программ. На эту тему была написана книга "Теория самосовершенствующихся систем" и во "Введении в кибернетику" ряд разделов был посвящен специально этому вопросу.
Когда аспирант А.А.Стогний защитил кандидатскую диссертацию в 1959 году, ему была поручена работа по искусственному интеллекту, в частности, обучению машины русскому или украинскому языку, естественному человеческому языку, чтобы машина понимала смысл предложения. Начало работы было довольно многообещающим. Можно было "разговаривать" с машиной "Киев" как с маленьким ребенком. Она училась говорить, понимала, задавала вопросы, делала те же ошибки, которые делает ребенок и т. д. Над такого рода работами (это была оригинальная работа) работали в разных лабораториях мира. И оказалось, что уже первые попытки давали обнадеживающие результаты: идея уже есть, остается только ее реализовать, а исходя из старого опыта, который был у людей раньше накоплен в других науках, считали, что идея это уже 40 процентов дела. Если на разработку идеи потребовалось два года, значит, на ее реализацию потребуется в полтора раза больше, И через пять лет будут сделаны программы, которые будут распознавать смысл фраз лучше любого человека. Или сделаем такую машину, которая будет по пониманию языка и смысла хорошим собеседником на уровне человека, но оказалось, что это далеко не так.
К сожалению, такая недооценка сложности кибернетических задач типична для периода становления любой науки. Такие заблуждения бывают даже у серьезных ученых, которые пытаются свой опыт, полученный в старых науках, экстраполировать применительно к новым задачам.
Особенность больших систем в том, что от идей по их построению до их реализации очень длительный путь. Отсюда и появился важный управленческий принцип - единства дальних и ближних целей.
И формулируется он так: в новой науке, какой является кибернетика, не следует заниматься только какой-то конкретной ближней задачей, не видя дальних перспектив ее развития. И наоборот, никогда не следует предпринимать дальнюю перспективную разработку, не продумав, нельзя ли ее разбить на такие этапы, чтобы каждый отдельный этап, с одной стороны, был шагом в направлении к этой большой цели, а вместе с тем он сам по себе смотрелся бы как самостоятельный результат и приносил конкретную пользу.
Наконец, при руководстве большим коллективом с разнообразной тематикой нужно также применять принцип децентрализации ответственности. Его далеко не все придерживаются, хотя некоторые директора интуитивно к этому приходят. В чем он заключается? Выделяются участки и ставятся ответственные за научные направления, а затем минимизируется вмешательство главного лица.
Такой подход позволил В.М.Глушкову построить двухступенчатую иерархию управления. Когда что-то не ладилось с точки зрения управления, следует обращать внимание не только на конкретные ошибки и конкретных лиц (хотя иногда бывает, что человек не справляется, и надо его заменить). Чаще всего дело заключается в том, что просто отсутствует механизм исполнения приказов и устава организации, т. е. в основу управления не положены четкие организационные принципы.
Понятие децентрализации ответственности включает еще один важный момент. В настоящее время, при построении иерархических систем чаще всего уровни ответственности распределяют в связи с уровнями компетенции, т.е. если кому-то поручен участок работы, то считается, что этот человек отвечает за все, что на нем делается. В частности, директор отвечает за все, что делается в институте, и может получить выговор от вышестоящей инстанции за какой-то проступок, который он в принципе не мог предотвратить. Это находится уже где-то на пятом или шестом уровне иерархии и непосредственно директор сам контролировать это не может. А метод децентрализации ответственности предполагает, что если на этом участке что-то случилось, то взыскание должно быть вынесено тому, кто является непосредственным виновником данного проступка. А что касается заместителя директора, то ему может быть вынесено взыскание либо за то, в чем он лично виноват, либо за проступки его подчиненных по совокупности. В последнем случае ему предъявляется обвинение в том, что на подведомственном, контролируемом им участке, плохо подобраны кадры и плохо проводится работа с ними. Работа с кадрами - это уже непосредственная обязанность начальника.
После указанных организационных принципов мы обращаем внимание на следующие концептуальные идеи и понятия, составляющие сущность парадигм:
- дискретный преобразователь,
- мера самоорганизации,
- что такое в математическом представлении самоорганизующаяся и самонастраивающаяся системы,
- гносеологическая природа информационного моделирования,
- идеи по математическому распознаванию образов,
- развитие понятия "автомат ",
- абстрактный и структурный автоматы,
- канонический метод синтеза,
- алгебра алгоритмов,
- периодически - определенные преобразования на регистрах,
- языки для представления данных об устройствах,
- математизация программирования доказательств,
- дедуктивные построения,
- алгоритм очевидности,
- создание новых образцов вычислительной техники,
- сети ЭВМ,
- система голосования,
- введение безналичного расчета,
- прогнозирование по экспертным оценкам,
- оптимизация макроэкономических моделей,
- бессмертие
и еще много различных идей, которые обслуживали понятие "кибернетика".
Каждая парадигма содержит множество концептуальных идей, которые обращены в будущее.
Рассмотрим развитие кибернетики в Украине по десятилетиям. До 1982 года Виктор Михайлович Глушков был руководителем работ по кибернетике на Украине и значительной части работ в Советстком союзе, особенно в оборонной промышленности. Значимость его работ такова, что и в последующие годы Глушков остается авторитетом в соответствующей области знаний.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (до 1957 г.) характеризуется появлением в Украине первых аналоговых и электронных вычислительных машин, а также научных семинаров и спецкурсов по логике, вычислительной математике, программированию и ЭВМ в АН УССР, Киевском госуниверситете, Политехническом институте и в военных училищах. Велись интенсивные исследования по теории и методам расчетов элементов вычислительных машин, а также освоению полупроводниковой техники и технологий. Приобретался опыт решения сложных математических задач на цифровых и аналоговых ЭВМ. Формировался задел работ по автоматическому регулированию и управлению, интенсивно изучались структурные элементы ЭВМ. Это время можно охарактеризовать как начальный период исследований в области кибернетики, во время которого формировалась система кибернетических понятий, осваивалось понятие дискретной логической модели применительно к явлениям и процессам различной природы, обобщалось понятие дискретной системы и конструировался качественно новый инструментарий для их исследования и использования - мыслящие машины. В центре внимания исследователей находилось понятие "управление", поскольку было ясно, что уровни технического производства и организации социальных систем возросли настолько, что традиционные способы управления находились на грани своих возможностей и были необходимы новые средства для этой цели.
ВТОРОЙ ЭТАП (1957-1967 гг.) характеризуется интеграцией идей кибернетики и вычислительной техники, формированием программы научных исследований, началом систематической подготовки кадров, созданием инфраструктуры учреждений, работающих в области кибернетики. В Украине получили развитие практически все направления кибернетических исследований. Основные центры находятся в Киеве, Харькове, Львове, Одессе, Северодонецке, Днепропетровске. Ученые Украины тесно сотрудничают с учеными России, Белоруссии, Узбекистана, Армении, Грузии, Эстонии, Литвы, Латвии, и получают международное признание, выступая на международных форумах. Появляются первые публикации работ украинских ученых в области кибернетики за границей
Главное внимание в исследованиях и разработках уделяется вопросам получения машинных моделей реальных объектов, начиная от нейрона до сложных функций интеллектуальной человеческой деятельности, технических и социальных систем. Создаются экспериментальные программы на ЭВМ по решению задач обработки не только числовой информации, но и задач преобразования сложных объектов, имеющих нечисловую природу: символы, картинки, тексты и т.п. На практике в этот период кибернетика получает применение в управлении производственными процессами не только технологического характера, но и в организационных структурах, решаются задачи планирования и управления сложными экономическими объектами. В Украине создаются предприятия по выпуску средств вычислительной и кибернетической техники. Большое внимание уделяется вопросам развития и использования ЭВМ. В математике формируются разделы для обслуживания потребностей кибернетики и ее применений
ТРЕТИЙ ЭТАП (1968-1977 гг.) характеризуется резким повышением уровня сложности разрабатываемых и используемых кибернетических систем, встраиванием средств вычислительной техники в сложные технические системы и комплексы, разработкой и использованием автоматизированных систем управления и проектирования. В связи с этим получают новую трактовку все основные кибернетические понятия. Появляется понятие "информационная технология".
В середине этого периода было принято решение о промышленном выпуске в СССР линий ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ, повторяющих соответствующие линии американских фирм IBM и DEC. Реализация этого решения привела к смене вычислительного инструментария, существенно ослабила разработки отечественных образцов вычислительной техники, потребовала больших объемов нетворческой работы и отвлекла на их исполнение большую часть творческого потенциала разработчиков и исследователей кибернетической техники. Смена инструментария привела к тому, что значительный потенциал творческих работников был занят освоением в некотором смысле чуждого им инструментария (еще и в условиях отсутствия документации о нем) и перепрограммированием процедур решения прикладных задач. Одной из основных задач для коллективов разработки аппаратуры и программного обеспечения, обслуживающих решение практических кибернетических задач, стало не перекрытие рекордов западной компьютерной сферы, а поддержание научного потенциала на должном уровне, не отстающем от уровня развитых стран. Во многом баланс достигался за счет более совершенных, чем на Западе, математических методов. Возникла проблема индустрии производства программ. Именно в этот период возникает инфраструктура учреждений по техническому и программному обслуживанию пользователей.
Теоретические исследования украинских ученых и разработчиков в кибернетической сфере в этот период ,тем не менее, развиваются вполне успешно, получены результаты, не только не уступающие мировым достижениям, но и превосходящие их. Отметим разработки в области построения общей теории управления, математической теории проектирования вычислительных систем, разработки и обоснования алгоритмов решения сложных вычис:лительных задач и эвристических процедур решения прикладных задач различного класса, использования искусственного интеллекта для формализации реальных объектов и ситуаций в экономике и производстве? биологии и медицине, лингвистике и творческих процессах.
Подготовлена база для восприятия идей коллективной обработки информации и автоматизированных систем управления.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (1978-1987 гг.) характеризуется переосмыслением роли и места кибернетики в связи со сформировавшейся в ее рамках информатики (как индустрии переработки информации) - нового вида практической деятельности, ставящей своей целью введение в социальную среду объекта (информации) в качестве средств, обеспечивающих его существование. Это явление обусловлено целым рядом причин, среди которых не последнее место занимает опыт разработки и внедрения Автоматизированных систем управления (АСУ), систем автоматизации проектирования (САПР) и автоматизированных систем научных исследований (АСНИ) . Именно в этот период, осуществлялась разработка сложнейших кибернетических систем, обслуживающих космические программы, ядерную энергетику, крупные промышленные комплексы, социально-экономические системы и др. По ряду направлений в этой области Институт кибернетики был определен головной организацией в Советском Союзе.
К сожалению, в этот период происходило нарастающее технологическое отставание производства ЭВМ. Планируемые ранее выгоды от производства заимствованных образцов техники обернулись потерями. И хотя достаточно быстро удалось справиться с выпуском рядов ЕС и СМ, требования к перспективной вычислительной технике, сформировавшиеся на мировом рынке, оказались недосягаемы. Отечественным же разработкам промышленная поддержка была практически перекрыта. Разумеется, сказанное относится, в первую очередь, к применениям в гражданских целях.
В Украине сформировалась индустрия средств вычислительной техники, которая была ориентирована на выпуск довольно широкой номенклатуры изделий. Следует, однако, заметить, что уже в этот период ориентация выпускаемых изделий не была локализована в Украине.
К 1980 г. в Украине практически во всех промышленных центрах проводились исследования и разработки кибернетического характера. Координацию работ осуществлял Научный совет по проблеме "Кибернетика". Развитие кибернетических идей в этот период было связано с осознанием ограниченности использования понимаемого в строгом смысле понятия "алгоритм" и появления необходимости гуманитаризации в компьютерной деятельности. Это сказалось на формировании процедур решения прикладных задач и построении прикладных систем. В этих сферах, а также в процессе создания высокопроизводительных, многопроцессорных ЭВМ в Украине было получено несколько рекордных результатов. Получили широкое признание и использование методы системного анализа.
ПЯТЫЙ ЭТАП (1988-1997 гг.) характеризуется реализацией программных компонент промышленных и исследовательских систем на новом поколении ЭВМ, включением в арсенал научного исследователя и прикладного пользователя персональных и профессиональных ЭВМ. Переосмысливается качество математического и программного обеспечения прикладных задач в первую очередь в связи с необходимостью распределенности вычислений и данных. На первое место выходят понятия информационных технологий как совокупности средств, для обеспечения потребностей в услугах обработки разнообразной информации и работы пользователей в компьютеризированной профессиональной среде. Происходит новое повышение сложности объектов обработки информации, справиться с которым человек может лишь путем повышения уровня интеллектуализации технических средств. Это приводит к необходимости развития таких кибернетических понятий, как самоорганизация, самоуправление, разумное, адаптированное поведение, самосовершенствующиеся и генерирующиеся системы и т.п. В центре исследований находятся вопросы разработки человеко-ориентированных информационных технологий в различных видах профессиональной деятельности и способы их реализации. Эффективность их существенно зависит от смены технологии обращения с информацией в обществе. Все большее значение приобретают методы и инструментарий системного анализа. Происходит повсеместное введение Internet и еmail
К 1990 г. промышленность Украины освоила серийное производство практически всех классов и семейств ЭВМ, был организован выпуск различных АРМ, локальных сетей ЭВМ, типовых обучающих комплексов для учебных заведений и т.п. Общее количество функционирующих систем управления составило более 2200. Хотя не все эти системы оказались эффективными, широкое развертывание работ по осуществлению национальной программы их построения способствовало накоплению необходимого опыта, формированию понимания необходимости и обязательности информатизации общества и средств ее реализации. Однако, экономическая нестабильность в Украине приводит к тому, что на первый план выходят проблемы выживания - научно-технического потенциала, который в настоящее время по своим интеллектуальным возможностям и накопленным знаниям находится на достаточно высоком уровне. В последнее время происходит перестраивание инфраструктуры Украинских учреждений, занятых проблемами информатики, кибернетики, вычислительной техники и их применений.
ШЕСТОЙ ЭТАП (1997-2007 гг.) В последние годы стали интенсивно развиваться идеи информатизации общества в целом, а также разных видов человеческой деятельности. Уточнялись понятия информатики, информационных технологий и возможных направлений их развития. К сожалению, большинство наработок украинских ученых не всегда получают свое продолжение и развитие. Произошла полная замена основного ресурса средств вычислительной техники. Украинские ученые на новом поколении вычислительных машин продолжают вести новые разработки и внедрять их в практику. Как и раньше продолжаются основные исследования в области экономики, экологии, энергетики, вычислительной и машинной математики, а также в области техники, и в основном в области искусственного интеллекта. Все большее развитие получают новые разделы кибернетики и информатики, обслуживающие кибернетические системы и информационные технологии.
Приведем некоторые соображения в связи с особой важностью информационых технологий. Для осуществления информатизации в Украине принято около двадцати законов и нормативных актов. Среди них можно выделить принятую Верховным Советом Украины Национальную программу информатизации.
Поскольку, более чем на 80 процентов процесс информатизации сводится к разработке программного обеспечения, построение отечественного программного обеспечения имеет громадное значение для этого.
Необходимо создать ряд информационных технологий, ориентированных на решение проблем государственного управления, обороны, экономики, экологии, социальной защиты населения, в том числе пенсионного обеспечения и разработать высокопроизводительные средства вычислительной техники, в частности, видео компьютерные системы для биологии, медицины, военного дела, образования и т.п. Национальная академия наук и, в частности, Кибернетический центр, украинские вузы: Национальный технический университет "КПИ", Национальный университет им. Т.Г.Шевченко, ряд технических университетов регионов имеют высокий научно-технический потенциал и значительный опыт в проведении таких разработок. По количеству сертифицированных специалистов в области информационных технологий Украина стоит на четвертом месте. Именно этим и объясняется, что украинские специалисты высоко котируются известными зарубежными фирмами.
В решении проблем информатизации должно четко работать звено ее участников: вуз - институт (академический или отраслевой) - объект управления. Тогда будет точно известно, сколько специалистов следует готовить, для кого они готовятся, какой технологический продукт и какими силами его необходимо осуществить. Увеличивается роль Интернет/технологий, которая состоит в том, что нередко она позволяет быстрее и эффективнее реализовать ту или другую функцию информационных технологий. Кроме того, она может обеспечить возможность доступа к разнообразной информации. Количество пользователей Интернета ежегодно резко увеличивается. В 2002 году их было полмиллиарда. Ожидается, что в этом году их количество возрастет до 800 миллионов. В Украине приблизительно полтора миллиона пользователей Интернет. Это около 3 процентов населения (в странах Центральной Европы - 12-15).
Развитие этой области экономики дает возможность увеличить количество рабочих мест. Так, например, в Германии за счет расширения Интернет/технологий и электронной коммерции планируется до 2010 года увеличить количество рабочих мест на 750 тысяч человек.
Однако, количество программных продуктов отечественного производства на мировом рынке при наличии мощного кадрового потенциала еще не слишком велико. Причина состоит в том, что продвижение на рынок программного продукта требует очень больших денег. На эти потребности ведущие фирмы тратят 70 - 80 процентов своих бюджетов. У нас пока еще нет в достаточном количестве даже оборотных средств, почти отсутствует банковское кредитование, а на инвестиции из-за границы надеяться нечего.
Чтобы наши отечественные информационные технологии заняли достойное место на мировом рынке, необходимо решить, по крайней мере, три проблемы. Разработать комплексные научно - технические программы, которые объединили бы специалистов Академии наук, Министерства образования и промышленности для концентрации усилий в этом направлении. Важно, чтобы координацией работ занимался один государственный орган. Чтобы деньги, которые выделяются для Национальной программы информатизации Украины, были под контролем одной координирующей организации. Наконец необходимо создать такие условия для специалистов по системному и прикладному программированию (в, том числе, и материальные), которые бы препятствовали выезду за границу. По неофициальным данным потребности США и стран Центральной Европы и Азии составляет более 1,5 млн. человек.
Вот об этом, в частности, мечтал академик Виктор Михайлович Глушков. Прогресс в науке продолжается.
В.М.Глушков писал о человеке и его помощниках.
"Вряд ли можно сомневаться, что в будущем все более и более значительная часть закономерностей окружающего нас мира будет познаваться и использоваться автоматическими помощниками человека. Но столь же несомненно и то, что все наиболее важное в процессах мышления и познания всегда будет уделом человека. Справедливость этого вывода обусловлена исторически.
...Человечество не представляет собой простую сумму людей. Интеллектуальная и физическая мощь человечества определяется не только суммой человеческих мускулов и мозга, но и всеми созданными им материальными и духовными ценностями. В этом смысле никакая машина и никакая совокупность машин, являясь в конечном счете продуктом коллективной деятельности людей, не могут быть "умнее" человечества в целом, ибо при таком сравнении на одну чашу весов кладется машина, а на другую - все человечество вместе с созданной им техникой, включающей, разумеется, и рассматриваемую машину.
Следует отметить также, что человеку исторически всегда будет принадлежать окончательная оценка интеллектуальных, равно как и материальных ценностей, в том числе и тех ценностей, которые создаются машинами, так что и в этом смысле машина никогда не сможет превзойти человека ".
Кибернетика - наука комплексная и интернациональная, т. к. в ее развитие вносят свой вклад ученые и коллективы разных стран мира. В решение проблем различных ее аспектов и разделов внесли вклад отечественные и зарубежные ученые. Обмену информацией, выработке стратегических направлений развития, решению сложных проблем кибернетики и вычислительной техники, а также их применений, способствуют такие организации, как Международная федерация по обработке информации (ИФИП), Международная федерация по автоматическому управлению(ИФАК), Международная федерация по исследованию операций (ИФОРС) и Международная федерация по аналоговым вычислениям (АИКА) а также большое количество международных фирм, среди которых такие как ИБМ, Микрософт и Моторола.
Авторы книги стремились дать толкование идеям В.М.Глушкова, чтобы наши соотечественники не забывали, что они живут в стране со славными традициями. Они сродни традициям В.И.Вернадского и Е.О.Патона, ученых которые в свое время вписали славные страницы в историю нашей Родины.