Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС) – первый в мире целостный проект цифрового государства Кибернетика, информационные технологии, языки программирования информатики и кибернетики, цифровое государство АСУ, ОСАСУ, ОГАС, ЕГСВЦ

Курсы excel
https://kurs-excel.ru
Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС) – первый в мире целостный проект цифрового государства

В.М. Глушков - идеолог и один из создателей индустрии АСУ в СССР

Автоматизированные системы управления (АСУ) 

Большое внимание В.М. Глушков уделял работам по созданию автоматизированных систем управления (АСУ) на базе применения средств вычислительной техники. Он являлся главным идеологом и одним из основных создателей индустрии АСУ в СССР. Прикладные разработки В.М. Глушкова и его школы охватывали широкий круг областей применения: автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП); системы автоматизации научных исследований и испытаний сложных промышленных объектов; автоматизированные системы организационного управления промышленными предприятиями (АСУП).


Виктор Михайлович Глушков с сотрудниками АН УССР

В. М. Глушков вместе со своими учениками и соратниками внес большой вклад в формирование и реализацию идей создания АСУТП, разработку соответствующей теории, математических, программных и специальных технических средств для управления технологическими процессами в микроэлектронике, металлургии, химической промышленности, судостроении. Автоматизация экспериментальных научных исследований в начале 60-х годов была связана с автоматизацией измерений и обработки полученной информации с помощью управляющей машины «Днепр». Затем В.М. Глушков предложил разработать силами академических институтов автоматизированные проблемно-ориентированные лаборатории, включающие в себя комплексы измерительных средств, ЭВМ (микро- или миникомпьютеры) и программы обработки измерений. Были намечены 5-6 таких типовых лабораторий для рентгеноструктурного анализа, масс-спектрографии и других методов экспериментальных исследований, используемых в химии, физике, биологии. Для обработки результатов сложных ядерных экспериментов такие лаборатории предлагалось подключать к удаленным ЭВМ типа БЭСМ-6 или ЕС-1060. Поскольку большинство научных экспериментов не ограничивается сбором и обработкой данных, а требуют точной настройки самих экспериментальных установок, В. М. Глушков поставил задачу автоматизации операций настройки этих установок. Усилиями специалистов Института кибернетики были автоматизированы испытания на механическую усталость материалов в Институте проблем прочности АН Украины, экспериментальные исследования в Институте геологии и геофизики, Институте проблем онкологии АН Украины. Работы по автоматизации испытаний сложных промышленных объектов были выполнены для морского флота и авиации. На будущее В. М. Глушков видел в этой области перспективы разработки алгоритмов дедуктивных построений с тем, чтобы система не только обрабатывала результаты измерений, но и проверяла гипотезы и строила на этой основе теории, т.е. выполняла роль системы искусственного интеллекта в заданной предметной области.

Разработка систем организационного управления предприятиями была начата под руководством В. М. Глушкова в 1963-1964 гг. В 1967 г. была сдана в эксплуатацию и рекомендована к тиражированию первая в стране АСУП для предприятия с массовым характером производства «Львов» на львовском телевизионном заводе «Электрон».

В 1970 г., когда система уже успешно эксплуатировалась, ее создатели В.М. Глушков, В.И. Скурихин, А.А. Морозов, В.В. Шкурба и другие были награждены Государственной премией Украины. После создания системы «Львов» В. М. Глушков поставил задачу создания не индивидуальной, а типовой АСУП для машино- и приборостроительных предприятий. В начале 70-х годов были завершены работы по системе «Кунцево» (для Кунцевского радиозавода), которую В. М. Глушков предлагал положить в основу создания АСУП на предприятиях девяти оборонных министерств.

Для построения типовых АСУП В. М. Глушковым еще в 1965 г. было выдвинуто понятие специализированной операционной системы, предназначенной для систем с регулярным потоком задач, в отличие от операционных систем универсальных ЭВМ типа IBM/360, которые решают случайные потоки задач и хороши для пакетного режима вычислительных центров. Монография В. М. Глушкова «Введение в АСУ», которая была посвящена, в основном, системам организационного управления, вышла вторым изданием в 1974 г. В ней были систематизированы оригинальные результаты, полученные В. М. Глушковым в 1964-1968 гг.

Не всегда работа по созданию и внедрению АСУ в практику проходила успешно. Причины этого явления лежали в сфере действовавшего тогда в СССР уклада плановой социалистической экономики, заставлявшего предприятия «гнать вал продукции», не заботясь об оптимизации технико-экономических показателей производства, качестве выпускаемых изделий, научно-техническом прогрессе.

Отраслевые автоматизированные системы управления (ОАСУ)

С конца 60-х годов актуальным стало создание отраслевых автоматизированных систем управления (ОАСУ). В.М. Глушков, как наиболее квалифицированный и авторитетный специалист в этой области, в 70-х годах был научным руководителем и консультантом многих проектов крупных ОАСУ, в частности в отраслях оборонной промышленности. Когда в оборонном комплексе был создан межведомственный комитет (МВК) девяти отраслей и Совет директоров головных институтов (СДГИ) оборонных отраслей по управлению, экономике и информатике, научным руководителем комитета и Совета стал В.М. Глушков.

Под научным руководством В.М. Глушкова разработаны ОАСУ Министерства приборостроения, ОАСУ Министерства оборонной промышленности, другие ОАСУ девятки оборонных министерств, Республиканская АСУ в УССР, АСУ «Москва», АСУ «Олимпиада-1980», АСУ Вооруженных сил СССР и другие системы.

АСУ

Из воспоминаний В.М.Глушкова

... Новый этап в развитии автоматизированных систем управления предприятиями начался во второй половине 70-х годов. Это так называемые комплексные АСУ, в которых органически сливаются в единое целое вопросы автоматизированного проектирования, автоматизированного управления технологией, автоматизация испытаний готовой продукции и автоматизация организационного управления.

Вот такое комплексное АСУ, первое в стране, создается сейчас для Ульяновского авиационного завода. Занимаются этим опять В.И.Скурихин с А.А.Морозовым и почти все СКБ А.А.Морозова. Следующее направление, которое также возникло не сразу, хотя и зарождалось давно,— это разработка теории систем управления экономическими объектами (предприятиями, отраслями промышленности), а также автоматических систем для управления различными техническими средствами.

Работы по управлению экономикой развернулись, начиная с 1962 года, с создания эскизного проекта общегосударственной сети вычислительных центров, а по конкретным автоматизированным системам управления производством (АСУП), - начиная с 1963 - 1964 годов.

Тогда мы стали продумывать Львовскую систему (АСУП) с крупносерийным характером производства на телевизионном заводе во Львове.

Мной в 1965 году было выдвинуто понятие специализированной операционной системы, предназначенной для систем с регулярным потоком задач плюс небольшой процент нерегулярных задач. Дело в том что операционные системы, которыми снабжались машины ИБМ-360 в 1965 году и которые решают случайные потоки задач, универсальны для пакетного режима и хороши для вычислительных центров (относительно хороши, конечно). А в АСУ, как правило, мы имели дело с задачами регулярными, т. е. мы знали, что в какое-то время должна выйти на счет такая-то задача. Поэтому мы могли использовать упреждение во времени для предварительной подготовки информации с тем, чтобы когда задача вышла на счет, необходимая информация уже была готова (магнитные ленты подкручены, и первая порция информации передана в оперативную память и т. д.). Для этого вводилось расписание задач, и с помощью мультипрограммирования оставалось только заполнять возникающие промежутки счетом нерегулярных задач или отладкой новых задач, которые возникают в результате развития системы.

После «Львовской системы» в конце 60-х — начале 70-х годов мы завершили работы по системе «Кунцево» (для кунцевского радиозавода). Она делалась таким образом, чтобы перекрыть практически большинство задач в группе приборо- и машиностроительных отраслей промышленности.

Нам удалось подписать соответствующие приказы о том, чтобы 600 систем, которые разрабатывались в то время в девяти оборонных министерствах (машиностроительных и приборостроительных), делались на основе кунцевской системы.

  • • •

Виктор Михайлович Глушков сыграл огромную роль в формировании идей создания автоматизированных систем управления. Под его руководством была выполнена разработка специальных технических средств для управления рядом технологических процессов в металлургической, химической и судостроительной промышленностях, а также для микроэлектроники.

Анализируя возможности вычислительной техники и проблемы экономики В.М. Глушков первым выдвинул идею создания автоматизированных систем управления для предприятий, как низшего элемента автоматизированной системы управления экономикой в целом.

В 1962 г. В.М. Глушков выступал во Львове с лекцией о возможностях ЭВМ. К нему подошел директор завода "Электрон" С.О. Петровский и предложил свой завод в качестве полигона для создания АСУ предприятием. Так началась разработка первой в стране АСУП, которая получила название "Львов". Первая очередь системы была сдана Госкомиссии в 1967 г. Она была признана типовой для предприятий с массовым характером производства и началось тиражирование этой системы во всех отраслях оборонной промышленности. Таких систем было внедрено более 1000.

Работа над системой "Львов" позволила сформировать коллектив разработчиков АСУ. Среди них Скурихин В.И., Шкурба В.В., Морозов А.А. и ряд других.

В 1967 году сдана в эксплуатацию и рекомендована к массовому тиражированию первая в стране автоматизированная система управления (АСУ) предприятием с массовым характером производства "Львов". На этой системе были отработаны многие принципы, положенные в основу автоматизированных систем управления иных типов. В 1970 году В.М.Глушкову (с коллективом авторов) присуждена Государственная премия УССР за эту разработку.

Параллельно с системой "Львов" разрабатывались системы "Проект", "Скорость", "Вираж", "Чертеж", которые автоматизировали отдельные жизненные циклы изделий.

В.М. Глушков вместе с коллективами разработчиков АСУ формирует новую задачу - создание комплексных автоматизированных систем управления.

Первую такую систему начали разрабатывать для НПО "Энергия" (Калининград, Московская область). В ее рамках была создана первая в стране гибкая производственная система (ГИС), где работали только станки автоматы и роботы. Это был шаг к созданию заводов-автоматов, о которых уже начинали мечтать разработчики АСУ. На этой ГИС был изготовлен "Буран". Система отмечена Госпремией СССР.

Создание КАСУ НПО "Энергия" продолжалось 5-ть лет. Система также была принята Госкомиссией. Руководили этой разработкой академик НАН Украины В.И. Скурихин и А.А. Морозов.

В конце 60-х годов была создана АСУ "Кунцево" под руководством чл.-кор. НАН Украины А.А. Стогния, которая также была признана типовой для своего класса предприятий и рекомендована к тиражированию.

Идеология АСУ становится в 70-е годы общепринятой. И когда в СССР принимается решение о строительстве Ульяновского авиационно промышленного комплекса одновременно принимается решение о создании КАСУ УАПК. Это был первый пример проектирования громадного промышленного комплекса с встроенной АСУ. Сдача КАСУ УАПК производилась одновременно с выпуском предприятием первого самолета "Руслан". Главным конструктором системы был чл.-кор. НАН Украины А.А. Морозов.

Опыт создания целого ряда автоматизированных систем организационного управления позволил В.М. Глушкову сформулировать задачу общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС).

Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС)

В 1962 г. В.М. Глушков начал разработку проекта, который впоследствии стал известен как Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС).

Приступая к созданию проекта ОГАС, В.М. Глушков лично изучил работу более тысячи объектов народного хозяйства: заводов различных отраслей, шахт, железных дорог, аэропортов, высших органов управления — Госплана, Госснаба, ЦСУ, Минфина. Он разработал макроэкономические модели и способы совершенствования приемов государственного управления, что нашло отражение в его монографии «Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС». 

В.М. Глушков предложил концепцию ОГАС как единой системы сбора отчетной информации о национальной экономике, планирования и управления народным хозяйством, а также информационной базы для моделирования различных вариантов развития национальной экономики.

Единая государственная сеть вычислительных центров (ЕГСВЦ)

Техническую основу ОГАС должна была составить Единая государственная сеть вычислительных центров (ЕГСВЦ). В предэскизном проекте ЕГСВЦ  В.М. Глушков обосновал построение сети примерно 100 крупных центров в промышленных городах и центрах экономических районов, объединенных широкополосными каналами связи с коммутацией сообщений и связанных с 20 тысячами центров предприятий и организаций.

Предусматривались создание распределенного банка данных и разработка системы математических моделей управления экономикой.

АСУ

Из воспоминаний В.М.Глушкова

... Задача построения общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС) экономикой была поставлена мне первым заместителем Председателя Совета Министров (тогда А. Н. Косыгиным) в ноябре 1962 года. К нему меня привел президент Академии наук СССР М. В. Келдыш, с которым я поделился некоторыми своими соображениями по этому поводу.

Когда я кратко обрисовал А. Н. Косыгину, что мы хотим сделать, он одобрил наши намерения, и вышло распоряжение Совета Министров СССР о создании специальной комиссии под моим председательством по подготовке материалов для постановления правительства.

У нас в стране все организации были плохо подготовлены к восприятию обработки экономической информации. Вина лежала как на экономистах, которые практически ничего не считали, так и на создателях ЭВМ. В результате создалось такое положение, что у нас органы статистики и частично плановые были снабжены счетно-аналитическими машинами образца 1939 года, к тому времени полностью замененные в Америке на ЭВМ.

Американцы до 1965 года развивали две линии: научных машин (это двоичные машины с плавающей запятой, высокоразрядные) и экономических машин (последовательные двоично-десятичные с развитой памятью и т. д.). Впервые эти две линии соединились в машинах фирмы ИБМ.

Я организовал коллектив у нас в институте, сам разработал программу по его ознакомлению с задачей, поставленной А. Н. Косыгиным. Неделю провел в ЦСУ СССР, где подробно изучал его работу. Просмотрел всю цепочку от районной станции до ЦСУ СССР.

За 1963 год я побывал не менее чем на 100 объектах, предприятиях и организациях самого различного профиля: от заводов и шахт до совхозов. Потом я продолжал эту работу, и за десять лет число объектов дошло почти до тысячи. Поэтому я очень хорошо, может быть как никто другой, представляю себе народное хозяйство в целом: от низа до самого верха, особенности существующей системы управления, возникающие трудности и что надо считать.

Понимание того что нужно от техники, у меня возникло довольно быстро. Задолго до окончания ознакомительной работы я выдвинул концепцию не просто отдельных государственных центров, а сети вычислительных центров с удаленным доступом, т. е. вложил в понятие коллективного пользования современное техническое содержание.

Мы разработали первый эскизный проект "ЕДИНОЙ Государственной сети вычислительных центров ЕГСВЦ, который включал около 100 центров в крупных промышленных городах и центрах экономических районов, объединенных широкополосными каналами связи. Эти центры, распределенные по территории страны, в соответствии с конфигурацией системы объединяются с остальными, занятыми обработкой экономической информации. Их число мы определяли тогда в 20 тысяч. Это крупные предприятия, министерства, а также кустовые центры, обслуживающие мелкие предприятия. Характерным было наличие распределенного банка данных и возможность безадресного доступа из любой точки этой системы к любой информации после автоматической проверки полномочий запрашивающего лица. Был разработан ряд вопросов, связанных с защитой информации. Кроме того, в этой двухъярусной системе главные вычислительные центры обмениваются между собой информацией не путем коммутации каналов и коммутации сообщений, как принято сейчас, с разбивкой на письма, а я предложил соединить эти 100 или 200 центров широкополосными каналами в обход каналообразующей аппаратуры с тем, чтобы можно было переписывать информацию с магнитной ленты во Владивостоке на ленту в Москве без снижения скорости. Тогда все протоколы сильно упрощаются и сеть приобретает новые свойства. Это пока нигде в мире не реализовано. Наш проект был до 1977 года секретным ...

Диалоговая система плановых расчетов ДИСПЛАН

Центральным звеном ОГАС должна была стать автоматизированная система плановых расчетов для разработки и корректировки перспективных, долгосрочных, среднесрочных (пятилетних) и текущих (годовых) планов, реализующая принципы стратегического планирования, программно-целевого управления и межотраслевого баланса с использованием сценарного моделирования.

Прототипом былДИСПЛАН (диалоговая система плановых расчетов), созданный командой под руководством В.М. Глушкова и внедренный в рамках республиканской АСУ в УССР. Система ДИСПЛАН представляла собой комплекс математических, технических, общесистемных и специальных программных средств, предназначенных для автоматизации плановых расчетов в режиме реального времени. Эта система позволяла производить быструю корректировку и эффективную оптимизацию межотраслевых балансов, соединяла балансовые методы с методами программно-​целевого управления.

  • ДИСПЛАН предназначался как для долгосрочного, так и краткосрочного планирования в масштабе страны или группы стран, а также на любой выделенной территории
  • ДИСПЛАН позволял вести непрерывное планирование, что давало возможность учитывать новые тенденции в экономике, бурный научно-​технический прогресс, а также различные форс-​мажоры. После поступления новых данных в систему прогнозы тут же пересчитывались, а планы изменялись
  • Система ДИСПЛАН позволяла решать задачи автоматизированного взаимодействия органов территориального и отраслевого управления (через соответствующие АСУ) с тем, чтобы планы отраслевого и территориального развития оставались постоянно взаимоувязанными
  • План, составляемый ДИСПЛАНом, позволял вычислить как избыточные, так и дефицитные ресурсы. При наличии дефицитных ресурсов план считался несбалансированным. Работа по балансировке планов заключалась в выработке конкретных предложений по изменению отдельных его разделов, направленных на уменьшение дефицита. Такие изменения могли касаться и структуры отдельных позиций плана. Они могли быть также направлены на экономию ресурсов, на ускорение ввода мощностей, введения новых программ строительства и реконструкции, изменение структуры внешней торговли и т. д.
  • Иерархическая структура системы позволяла производить работы по планированию не только в Госплане, но и в Министерствах, и на предприятиях, и в центрах управления целевыми программами. Технология ДИСПЛАНА предполагала использование разных единиц измерения проекта (денежных и натуральных) для различных видов продукции и на различных стадиях планирования (включая и межотраслевой баланс).
  • ДИСПЛАН являлся не статической, а динамической моделью планирования с возможностями план-фактного анализа. Его преимуществом было то, что данные поступали из реальных АСУ, проектов и программ развития. Предполагалось, что ДИСПЛАН будет использован совместно с планово-​прогнозными методами, такими как метод «прогнозного дерева» В. М. Глушкова, впервые предложенный им в 1969 г.

Концепция управления научно-техническим прогрессом и метод прогнозного дерева В.М. Глушкова

Важнейшим вкладом В.М. Глушкова в развитие стратегического планирования и управления является концепция управления научно-техническим прогрессом и метод управления НТП с использованием согласованных прогнозных экспертных оценок (метод прогнозного дерева В.М. Глушкова). Метод прогнозирования на основе экспертных оценок (метод прогнозного дерева), предложенный Глушковым в 1969 г. и прошел успешную апробацию в рамках Совета экономической взаимопомощи сначала на двусторонней, а потом и на многосторонней основе.

Метод прогнозирования на основании экспертных оценок позволяет оптимально агрегировать мнения экспертов (противоречивые, а порой и прямо противоположные), получая в результате вероятностные оценки сроков и путей достижения поставленных целей.

  • Весь прогноз постоянно находится в памяти компьютера. Благодаря этому при изменении мнения тех или иных экспертов прогноз в режиме online пересчитывается. Подобная динамичность является обязательным требованием любого научно-технического прогноза. Без этого в силу непрерывности развития науки и научно-технических возможностей прогноз быстро устаревает и не только не помогает, а подчас и вредит делу.
  • Метод предусматривает управление прогнозом на основе постоянной работы с экспертами, постановки дополнительных НИР и других мер. Цель такого управления состоит в том, чтобы последовательно уточнять дерево прогноза, особенно в его близких по времени частях, своевременно отбрасывать бесперспективные варианты, получая в конечном счете на период 5-10 лет уже не прогнозный граф, а сетевой график соответствующей программы. При этом попутно решается задача определения соисполнителей и точная формулировка заданий на их работу. Это такая важная особенность методики, позволяющая свести к минимуму усилия по разработке схем управления программами.

Метод «прогнозного дерева» Глушкова считается новым этапом в развитии методик экспертных оценок в прогнозировании. Он объединяет в себе идеи двух методов – Дельфи и PERT.

  • В отличие от метода Дельфи, в методе В.М. Глушкова эксперта не просто спрашивают, когда, по его мнению, создадут данную машину или решат ту или иную проблему, а интересуются, какие необходимо для этого выполнить конкретные шаги и задания.
  • В результате подобной экспертизы строится «прогнозное дерево». Преимуществом такого подхода является не только получение прогнозов, но и возможность определения различных путей их достижения
  • В отличие от PERT в методике «прогнозного дерева» возникают альтернативные пути, каковые в методике PERT не предусмотрены. В PERT все работы должны быть выполнены обязательно и нет таких событий, которые можно было бы обойти или пропустить.
  • Методика Глушкова позволяет рассматривать различные варианты достижения целей и выбирать из них оптимальный в зависимости от того или иного критерия. Достижение максимальной точности прогноза является предпосылкой для перевода его в план.

Важно отметить, что концепции и методы В.М. Глушкова в области автоматизации системы управления экономикой применимы не только к плановой советской, но и к современной российской экономике, где вместо централизованного планирования применяются методы индикативного планирования и управления результативностью. Эти концепции и методы находятся в соответствии с концепциями и методами программно-целевого управления и управления результативностью, используемыми развитыми странами на современном этапе для управления экономикой, ее отдельными отраслями и компаниями.

Скачать презентацию

Судьба ОГАС

До конца жизни В.М. Глушков продолжал начатую ещё в 1962 г. борьбу по отстаиванию предложений, обобщённых под названием ОГАС. Благодаря его усилиям задача создания ОГАС была упомянута на XXIV съезде КПСС в 1971 г. в выступлении Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, который сказал: «Наше плановое хозяйство позволяет создать общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством». В директивах съезда по 9-му пятилетнему плану в разделе о совершенствовании управления и планирования было отмечено, что в СССР необходимо развернуть «работы по созданию и внедрению автоматизированных систем планирования и управления отраслями, территориальными организациями, объединениями, предприятиями, имея в виду создать общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством».

 К сожалению, эти решения не были воплощены в жизнь в полном объеме, но дали серьезный толчок для развития АСУ на различных уровнях управления и ИТ-индустрии в СССР, в которой, по оценкам историков, к концу 1980-х гг. работало около 800 тысяч специалистов. К сожалению, вместо чёткого решения о создании ОГАС, ожидаемого в резолюциях ХХV и ХХVI съездов КПСС, пришлось согласиться на первоначальную разработку АСУ в масштабе союзных республик (РАСУ) с последующим объединением их с ОАСУ в единую систему ОГАС. Не удалось создать предложенный Глушковым Государственный комитет по совершенствованию управления (Госкомупр), возглавляемый руководителем Коммунистической партии или Правительства. Однако под научным руководством В.М. Глушкова был создан научный координационный центр – ВНИИПОУ (Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем организации управления).

Решение советского Правительства по поводу начала работ по ОГАС с конкретным финансированием, этапами разработки, сроками, исполнителями и т.д. так никогда и не появилось. Это не могло не травмировать В.М. Глушкова, который всеми силами продвигал идеи ОГАС. По мнению ветерана АСУ, полковника В.П. Исаева, «Среди наиболее ярких сторонников внедрения АСУ, которые отдали этому делу много сил и интеллекта, надо вспомнить имена А.И. Берга, Л.В. Канторовича, А.А. Ляпунова, В.С. Немчинова, Г.С. Поспелова и др. А главным борцом был В.М. Глушков, который создал целую отечественную индустрию АСУ, включая теорию и практику, производственную и научную инфраструктуру. В.М. Глушков отдал делу АСУ всего себя; всю свою жизнь до самого конца… В.М. Глушков берёт на себя всю идеологическую подготовку создания стройной системы автоматизированного управления, выражаясь современным языком – «АСУшно-информационной вертикали». И делает это с гигантским размахом: от формулировки знаменитых 10 принципов построения АСУ до полной концепции построения общегосударственной автоматизированной системы управления в масштабе страны – ОГАС»[1] .

На практике, революционные идеи перестройки экономического управления в стране на основе ОГАС встречали непонимание, проволочки и прямое противодействие со стороны высокопоставленного бюрократического руководящего звена и ряда ученых-экономистов.

Почему же не была создана ОГАС? Ведь эта система правильно отражала в техническом плане строго централизованную структуру народного хозяйства страны. Были на это финансовые и технические причины, большая сложность проекта вызывала опасения. Но главная причина неприятия идей ОГАС кроется в том, что партийные руководители страны тех времен лишились бы своих мест во властной иерархии, т.к. должны бы были уступить власть более продвинутым технократам. Сформированная в 1930-е годы политэкономия социализма в 1960/70-е гг. перестала соответствовать существующим экономическим процессам. Идеологическая и политическая системы СССР нуждалась в качественном обновлении. В СССР в условиях монополии на власть со стороны КПСС реализовать какой-либо масштабный проект без совместного решения ЦК КПСС и Правительства СССР было невозможно, но именно они и стали барьером на пути ОГАС

К тому же враждебно настроенные к СССР силы организовали ряд публикаций в СМИ, иронизирующих над В.М. Глушковым и его идеей ОГАС, утверждая, что он собирается Политбюро ЦК КПСС заменить ЭВМ (как писалось в одной заметке: «перфокарта будет управлять Кремлем»). В США при вице-президенте Линдоне Джонсоне был создан комитет «To Stop Glushkov”. Дважды на В.М. Глушкова были организованы покушения во время его пребывания за границей.

Но В.М. Глушков до конца своей жизни последовательно продолжал отстаивать идеи ОГАС. В архиве Института кибернетики имени В.М. Глушкова НАН Украины находится довольно большое число копий записок В.М. Глушкова в ЦК КПСС и СМ СССР (примерно одна записка в два месяца) об использовании и развитии достижений ВТ и АСУ в различных областях народного хозяйства (экономика, обороноспособность, государственное управление, образование и т.д.). Благодаря этим запискам можно судить о списке возможных проектов, реализовать которые в тогдашнем СССР было невозможно. И это было трагической составляющей его жизни. В.М. Глушков понимал, что косность и неповоротливость существующей в стране политической системы ведет к её гибели и, как показали дальнейшие события, и страны в целом. Гражданская позиция В.М. Глушкова была активной. Прежде всего это его регулярные публикации в научно-популярных и общественных изданиях и лекции для научной общественности и высшего звена управления страной.

Интернет-портал, посвященный ОГАС

https://ogas.glushkov.su/

Библиографический список

  1. Глушков В. М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС / В. М. Глушков. – М.: «Статистика», 1975.
  2. Глушков В. М. «Введение в автоматизированные системы управления». – К.: Техника, 1970.
  3. Глушков В. М. ДИСПЛАН – новая технология планирования. // Управляющие системы и машины. – 1980. №6
  4. Глушков В. М. Управление научно-​техническим прогрессом. // Плановое хозяйство. – 1980. №6.
  5. Глушков В. М., Олеярш Г. Б. Диалоговая система планирования ДИСПЛАН. // Управляющие системы и машины. – 1976. №4.
  6. Глушков В. М. Об одном классе динамических макроэкономических моделей //Управляющие системы и машины. – 1977. №2.
  7. Глушков В. М., Олеярш Г. Б. Вопросы построения диалоговой системы планирования ДИСПЛАН. // Препринт-​77-36. Киев: Институт кибернетики АН УССР, 1977.
  8. Глушков. В. М. О прогнозировании на основе экспертных оценок. // Кибернетика. – 1969. №2.
  9. Глушков В.М. Управление научно-техническим прогрессом. // Плановое хозяйство. – 1980. – № 6. – С. 46–54.
  10. Прогнозирование научно-технического потенциала стран-членов СЭВ и инфраструктуры НИОКР: концепция, разработки, опыт и перспективы. – Материалы к совещанию экспертов и специалистов стран-членов СЭВ, 5-10 окт. 1987 г., ЧССР. – Киев: ИЭС им. Е.О. Патона АН УССР, 1987 г. – 28 с.
  11. Глушков В.М. Кибернетика и социальное прогнозирование. // Проблемы мира и социализма. – 1971. – № 1. – С. 37–42.
  12. Глушков В.М. Прогноз и план // Наука і суспільство. – 1971. – № 7. – С. 4–8.
  13. Глушков В.М. «Основы безбумажной информатики», М.: Наука, Гл. ред физ.-мат. лит., 1987. – 552 с.
  14. Глушков В.М.: Кибернетика, вычислительная техника, информатика. Избранные тр. в трех томах. Т.1. Математические вопросы кибернетики. Т. 2. ЭВМ — техническая база кибернетики. Т. 3.Кибернетика и ее применение в народном хозяйстве). Naukova dumka, Kiev (1978). 1990. 318 стр.
  1. [1]Исаев В.П.: Пути создания и развития отечественных АСУ глазами непосредственного участника событий.http://computer-museum.ru/galglory/kitov_10.htm